Витраж готический стиль: Об искусстве витража в эпоху готики

Содержание

Об искусстве витража в эпоху готики

Технику создания изображения из цветного стекла знали еще в Древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме. Но подлинного расцвета это искусство достигло лишь в Средние века. Признайтесь, кто из вас, очутившись внутри готического собора, не замирал в восхищении, глядя на прекрасные, будто бы парящие в солнечном свете, витражи?


 

 

В чем заключается уникальность витражного искусства?

Почему же в эпоху готики искусство витража (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло, монументальное произведение декоративного искусства из цветного стекла) достигло невероятных высот? Заметьте, такого размаха оно не видело ни до, ни после.

Вероятно, одна из основных причин расцвета витража связана с архитектурными новшествами: в эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные стены.

Так появилось пространство для огромных окон-витражей, практически полностью вытеснивших собой популярные в романское время стенные росписи.

 

витраж, готика
витраж, готика

Источник: pixabay.com

Есть на то и другие причины. В Средние века витраж, входящий в архитектурно-художественное объединение искусств, которое в полной мере воплотилось в пространстве собора, получил культовое значение. Так, витраж перестал быть просто утилитарным и декоративным предметом, но поднялся до уровня символа, обозначая божественный свет, струящийся из обители Господа. В Средние века витражи сравнивали с ювелирными украшениями и верили, что они спасут от чудовищных напастей, – например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

Где искать шедевральные витражи?

Готический стиль исторически возник во Франции, а первой постройкой в новом стиле считается базилика аббатства Сен Дени. Там же появились и первые готические витражи. Изображения, помещенные в медальоны, были лишены монументальности романского стиля и быстро завоевали популярность среди современников. Из Франции готический стиль распространился по Англии и Германии. Повсеместно возводились соборы: Нотр-Дам де Пари, Кентерберийский и Буржский, собор в Сансе и Реймсе, Солсбери, Йорке и Линкольне.

Подлинной жемчужиной витражного искусства по праву считается Сен Шапель (Париж), двухэтажная капелла, сплошь состоящая из цветных стекол, между которыми вовсе не видно стен.

Как ни странно, в окнах готических соборов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и исторические события или повседневные занятия людей: труд ремесленников и земледельцев, охоту, пиры, рыцарские сражения. Встречаются и изображения вовсе фантастических созданий – драконов и единорогов.

Готические витражи — история развития, лучшие произведения готических соборов, современная интерпретация

Витражное искусство, зародившееся приблизительно в VI веке н.э., своего расцвета достигло в эпоху Готики в архитектуре и интерьерах. В этот период готические витражи становятся главным декоративным элементом соборов, церквей и богатых особняков.

Исторические предпосылки

Витраж в оформлении раннехристианских храмов использовались и до XII века — сначала это были цветные вставки из окрашенной слюды, а с изобретением стекла окна храмов стали декорировать витражами. Но они играли второстепенную роль, главным декором в те времена являлись настенные и потолочные фрески. Окна в старинных храмах были маленькие, узкие и не несли практически никакой функциональной нагрузки.

Готическое направление в строительстве храмов и домов существенно отличалось от предыдущих технологий, ведь здания возводились на каркасной основе. Это позволило существенно увеличить и размеры сооружений, и площадь остекления. Окна стали заменять фрески и превратились в главный декоративный элемент.

Изготовление витражей стало одним из самых престижных и в 1100 году отнесено к изящным видам искусств. Монах Теофил в своем трактате огромный раздел посвятил технологии изготовления цветных стекол и законам создания изображений из них.

Был недолгий период, когда окна в храмах еще оставались узкими и высокими, поэтому готический витраж того времени изображал одиночные фигуры святых, либо сценки из двух фигур. Но оконные полотна были настолько впечатляющие, что площадь остекления ощутимо увеличилась, что позволило создавать грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены и целые циклы. Яркий пример — витражи готических соборов в французских городах Бурже, Суассоне, Шартре, а английском Кентербери. Размеры и богатство окон в этих величественных сооружениях просто поражают и вызывают настоящий восторг мастерством витражников.

Ценность витражей для культовых сооружений

Цветные стекла, кроме того, что несли сюжетную информационную нагрузку, в церквях и соборах создавали специфическую, духовную атмосферу благодаря приглушенным переливам света. Это способствовало настрою посетителей храма на возвышенный лад для общения с богом, поэтому церковь тех времен не жалела денег на создание витражей, а также, оплачивала обучение монахов у выдающихся мастеров по всему миру. Престижность профессии была очень высокой. А с открытием в XIV веке серебряной потравы витраж готика получил новые, невиданные до тех пор возможности в окрашивании стекол.

А средневековые теологи разработали целую теорию, в которой художественные витражи были признаны реальным средством для спасения человеческих душ от злых сил и привлечения их к богу.

Тематика и стилистические особенности готических витражей

Темы сюжетов для витражей в стиле готика в основном базируются на религиозных темах. Также, присутствуют сценки из жизни рыцарей, венценосных особ, популярны сказочные сюжеты, изображения мифологических существ.

По стилистике готические витражи условно делятся на несколько групп:

  • ранняя готика, в которой превалируют иллюстрации к Библии, а также, представления тех времен об устройстве мироздания;
  • зрелая готика — она подразделяется на французскую, английскую и немецкую.

Разнятся стили, в первую очередь, формой окон, например, если у немцев они угловатые и более грубые, то французская готика использует ажурные и лучистые конструкции, деление на мелкие элементы, окна-розетки и окна-розы. Были отличия и в манере изображения фигур, а тематика значительно расширена — на окнах зрелой готики можно найти практически всю мировую историю. Английская готика — это практически копирование французского стиля с добавлением обязательного растительного обрамления для каждой картины.

Уже в XIV столетии этот стиль уверенно завоевал практически всю Европу, и появилось понятие, которое сегодня называют интернациональная готика. Искусство изготовления витражей достигло своего апогея. Кроме религиозных и рыцарских сюжетов, а также, картин сотворения мира, в стеклянных картинах появилась светская тематика, а витражные окна стали обычным элементом в домах богатых европейцев. Также, нашли распространение и внутренние витражи — в перегородках, нишах, в качестве накладных плафонов с подсветкой.

Современные готические витражи на заказ

В современных интерьерах готика также достаточно востребована — романтические сценки, рыцарские турниры, старинная архитектура, мистические сюжеты — такие витражи станут изюминкой и в солидном частном доме, и в заведении, оформленном соответствующим образом.

Готика в интерьере требует соответствия и других элементов дизайна. Во-первых, нужны большие по площади окна — высокие и широкие, стремящиеся ввысь, сложные по композиции своды в помещениях, каменные или грубые деревянные полы, богатая, искусственно состаренная мебель. Именно в таком окружении легкие и невероятно привлекательные витражи будут смотреться потрясающе и создадут эффектное световое и колористическое решение.

Наиболее подходящая технология изготовления готических витражей — Тиффани, позволяющая безупречно воплотить любую, даже очень сложную идею. Если вы желаете оформить свой дом, ресторан, клуб или другое заведение в презентабельном готическом стиле, компания «Стеклянный Дилижанс» создаст для вас эксклюзивные витражи, соответствующие стилевым особенностям и вашим пожеланиям. Для наших мастеров нет ничего невозможного.

Примеры, как может выглядеть интерьер с витражами — в фотогалерее.

 

Витражи готических соборов

Определение 1

Витраж – это вид монументального искусства, произведение декоративного искусства из цветного стекла.

На протяжении нескольких тысячелетий, это определение было применено только к окнам церквей, мечетей и другим значимым зданиям.

Витраж

Техника витража была известна в древности, но была широко распространена в начале Средневековья, и переросла в готическое искусство.

В качестве материала использовали стекло, которое было окрашено, с добавлением соли во время изготовления. В витражах, маленькие кусочки стекол располагаются в форме рисунков или изображений, и скрепляются (традиционно) полосками свинца, удерживаясь с помощью жесткой рамы. Расписные детали и желтый краситель часто используются для повышения эстетического восприятия.

Витражное искусство и ремесло, требует художественного мастерства, для представления соответствующей конструкции, а также необходимы инженерные навыки, чтобы собрать все части в единое целое. Окно должно плотно прилегать в пространстве, для которого оно изготовлено, должно выдерживать ветер и дождь, а также, должно поддерживать свой собственный вес. Большое число окон выдержало испытание временем и в значительной степени остаются нетронутыми с конца эпохи средневековья. В Западной Европе они составляют основную форму изобразительного искусства.

Готовые работы на аналогичную тему

Конструкция окна может быть абстрактная или иметь определенный образ; может включать в себя описание, извлеченное из Библии, истории или литературы; может изображать святых или покровителей, или использовать символические мотивы, в частности гербы. Окна в зданиях могут принадлежать определенной тематике, например: в церкви – они показывают эпизоды из жизни Христа; в здании парламента – изображаются щиты избирательных округов; в колледже – можно увидеть фигуры, которые символизируют науку и искусство; в жилых домах – изображают флору, фауну или пейзаж.

Место витража в пространстве готических соборов

Замечание 1

Готический собор был одним из самых внушающих достижений средневековой технологии.

Готические витражи в храме были своего рода аналогом православных икон: это были изображения, которые способствовали созданию особого религиозного чувства. Структура готических окон разработана с использованием простых решений до очень богатых и декоративных скульптурных конструкций. Окна были очень часто заполнены витражами, с помощью которых свет внутри здания меняется и создает определенную святую атмосферу.

В период поздней готики витраж начинают использовать не только в соборах. Например, рядом с собором начинают возводиться ратуши, которые определяют собой символ города. Следовательно, еще в период своего реального исторического существования готический витраж перешел в интерьер общественных заведений и жилых пространств, где его успешно применяют и в наше время.

Примеры использования витражей

Можно перечислять много различных зданий, которые в своем строении использовали витражи. Некоторые из них:

  • Шартрский собор, во Франции,
  • Кентерберийский собор, в Англии,
  • Йорский собор, в Англии,
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, в Италии,
  • Собор Святого Андрея, в Австралии.

В дополнение к христианской церкви, витражи использовались в еврейской архитектуре храма в течение многих столетий.

Витраж зачастую используется в качестве декоративного элемента в общественных зданиях, первоначально в местах обучения, в зданиях правительства, но все чаще и в других общественных и коммерческих местах, к примеру, в банках, розничных торговых местах и на железнодорожных вокзалах.

Художники, История искусства : Готические витражи

Нес­мотря на то, что вит­ра­жи при­над­ле­жат к чис­лу са­мых прек­расных и прив­ле­катель­ных про­из­ве­дений сред­не­веко­вого ис­кусс­тва, дол­гое вре­мя им не при­дава­ли та­кого зна­чения, как фрес­кам или про­из­ве­дени­ям стан­ко­вой жи­вопи­си. Соз­да­вать мо­нумен­таль­ные кар­ти­ны из цвет­но­го стек­ла при­дума­ли вов­се не в го­тичес­кую эпо­ху: ис­то­ки это­го ви­да изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва вос­хо­дят к позд­ней ан­тичнос­ти. Уни­каль­ные эф­фекты вит­ра­жа объ­яс­ня­ют­ся проз­рачностью его ос­но­вы  — цвет­но­го стек­ла; ис­поль­зо­вав­ша­яся же для про­рисов­ки кон­ту­ров чер­ная крас­ка бы­ла неп­розрач­ной. Сред­не­веко­вые ху­дож­ни­ки, ра­ботав­шие в об­ласти мо­нумен­таль­ной и стан­ко­вой жи­вопи­си, нап­ро­тив, нак­ла­дыва­ли крас­ки на неп­розрач­ную ос­но­ву, а свет пе­реда­вали с по­мощью зо­лотых и ос­ветлен­ных бе­лой крас­кой то­нов.

  • Как и вся­кий ху­дож­ник, вит­ра­жист на­чинал свою ра­боту с эс­ки­за. Эс­киз из­го­тав­ли­вал­ся в со­от­ветс­твии с по­жела­ни­ями за­каз­чи­ка и предс­тав­лялся пос­ледне­му на одоб­ре­ние. 
  • Ес­ли ком­по­зиция уст­ра­ива­ла до­нато­ра, вит­ра­жист пе­рехо­дил к глав­ной час­ти ра­боты. Как пи­сал в сво­ем трак­та­те на­чала XII ве­ка мо­нах Те­офил Прес­ви­тер, вит­ра­жис­ты преж­де все­го пе­рено­сили эс­киз на де­ревян­ные па­нели тех же раз­ме­ров, ка­кие дол­жен был иметь го­товый вит­раж.
  • За­тем они на­носи­ли на этот ри­сунок ос­новные кон­ту­ры, по ко­торым кус­ки стек­ла предс­то­яло скре­пить свин­цо­выми по­лоса­ми, и под­би­рали крас­ки для стек­ла. 
  • Да­лее не­ок­ра­шен­ное стек­ло раз­ре­зали на фраг­менты в со­от­ветс­твии с эс­ки­зом и, на­конец, ок­ра­шива­ли. 
  • В за­виси­мос­ти от тра­диции, сло­жив­шей­ся в той или иной мас­терс­кой, на стек­ло на­носи­ли сна­чала ли­бо кон­ту­ры, ли­бо жид­кую крас­ку.
  • И уже в пос­леднюю оче­редь ху­дож­ник при­давал фор­му и глу­бину склад­кам одежд, ли­цам, ру­кам пер­со­нажей и пред­ме­там.

Вплоть до на­чала XIV ве­ка в ка­чест­ве ос­но­вы для крас­ки вит­ра­жис­ты рас­по­лага­ли толь­ко чер­ной или ко­рич­не­вой гри­зай­лью. Но за­тем в сре­де прид­ворных фран­цузс­ких жи­вопис­цев бы­ла за­ново отк­ры­та се­реб­ря­ная крас­ка (ко­торая, впро­чем, уже дав­но бы­ла из­вест­на ис­ламс­ким ху­дож­ни­кам). Из Фран­ции это нов­шест­во быст­ро расп­рос­тра­нилось в со­сед­ние стра­ны  — в Анг­лию и на юго-за­пад Гер­ма­нии.

  • Как толь­ко ок­раска всех фраг­ментов стек­ла, по­доб­ранных для вит­ра­жа, за­вер­ша­лась, их об­жи­гали в пе­чи. Бла­года­ря это­му крас­ка, сос­то­яв­шая из тол­че­ного стек­ла с ме­тал­ли­чес­ки­ми пиг­мента­ми, фик­си­рова­лась на глад­кой по­верх­нос­ти стек­ла.

Ес­ли об­жиг про­ходил ус­пешно, то рос­пись мог­ла сох­ра­нять­ся под отк­ры­тым не­бом ве­ками. Се­реб­ря­ная крас­ка предс­тав­ля­ла со­бой сплав тол­че­ного се­реб­ра и сурь­мы, к ко­торо­му до­бав­ля­ли жел­тую ох­ру и во­ду. Ее всег­да на­носи­ли на внут­реннюю по­верх­ность стек­ла; при об­жи­ге она сплав­ля­лась со стек­лом, ок­ра­шивая его в жел­тый цвет. Эта но­вая тех­ни­ка поз­во­ляла сов­ме­щать на од­ном фраг­менте стек­ла два цве­та.

  • Пос­ле об­жи­га кус­ки стек­ла вык­ла­дыва­ли на де­ревян­ную па­нель с эс­ки­зом и скреп­ля­ли свин­цо­выми по­лос­ка­ми дли­ной око­ло 60 см, с про­филем, име­ющим фор­му по­ложен­ной на бок бук­вы «Н». По­луча­ли их от­ливкой по шаб­ло­ну. В XV ве­ке эта тех­ни­ка бы­ла усо­вер­шенс­тво­вана, что поз­во­лило уве­личить раз­ме­ры шаб­ло­на. Мяг­кие свин­цо­вые по­лос­ки, лег­ко при­нимав­шие фор­му кон­ту­ров стек­ла, спа­ива­ли друг с дру­гом, и они об­ра­зовы­вали сет­ча­тую не­сущую конс­трук­цию, в ко­торой удер­жи­вались все фраг­менты вит­ра­жа. На­конец, эту конс­трук­цию ук­репля­ли тон­кой ар­ма­турой и встав­ля­ли в окон­ную ра­му.

Пер­вые про­тоти­пы сред­не­веко­вого вит­ра­жа, об­на­ружен­ные в церк­вях мо­нас­ты­рей Джар­роу и Мон­ку­ир­мот на се­веро-вос­то­ке Анг­лии, да­тиру­ют­ся VII ве­ком. Здесь уже ис­поль­зо­ваны ор­на­мен­таль­ные и фи­гур­ные стек­ла, хо­тя и не ок­ра­шен­ные. Воз­можно, ста­рей­шим из до­шед­ших до нас фраг­ментов вит­ра­жей с пол­но­цен­ной рос­писью яв­ля­ет­ся го­лова из лорш­ско­го мо­нас­ты­ря (ны­не хра­нит­ся в му­зее зем­ли Гес­сен в Дарм­штад­те). 

Да­тиру­ют этот фраг­мент по-раз­но­му, од­на­ко, ве­ро­ят­нее все­го, он был соз­дан во вто­рой по­лови­не IX ве­ка. Вплоть до на­чала XII сто­летия вит­ра­жи встре­чались ред­ко, хо­тя в пись­мен­ных ис­точни­ках со­об­ща­ет­ся, что церк­ви уже ук­ра­шали вы­пол­ненны­ми из цвет­но­го стек­ла сце­нами из Биб­лии и жи­тий свя­тых, а так­же мо­нумен­таль­ны­ми порт­ре­тами от­дель­ных ис­то­ричес­ких и ле­ген­дарных лиц. 

Вско­ре пос­ле 1100 го­да мо­нах Те­офил сос­та­вил трак­тат об изящ­ных ис­кусс­твах, в ко­торый бы­ло вклю­чено и опи­сание тех­ни­ки из­го­тов­ле­ния вит­ра­жа. Пос­коль­ку тех­ни­ка эта предс­тав­ля­ет­ся дос­та­точ­но зре­лой, мож­но пред­по­ложить, что на ру­беже XI  — XII ве­ков ис­кусс­тво вит­ра­жа уже вош­ло в эпо­ху расц­ве­та, а вов­се не бы­ло но­во­изоб­ре­тен­ным, нес­мотря на ску­дость сох­ра­нив­шихся до на­ших дней об­разцов.

Поч­ти до се­реди­ны XII ве­ка ок­на в хра­мах ос­та­вались срав­ни­тель­но не­боль­ши­ми, по­это­му в них мог­ли по­мес­тить­ся лишь ма­лень­кие вит­ра­жи с изоб­ра­жени­ем нес­коль­ких сце­нок или од­ной круп­ной фи­гуры. Но пос­ле 1150 го­да на­чал­ся про­цесс пос­те­пен­но­го «раст­во­рения» сте­ны: раз­ме­ры окон не­ук­лонно уве­личи­вались.

В кон­це кон­цов, глад­ких стен­ных по­верх­нос­тей ос­та­лось так ма­ло, что ар­хи­тек­ту­ра, по су­щест­ву, све­лась к кар­ка­су для окон. Пер­вым пи­ком раз­ви­тия этой тен­денции ста­ли воз­ве­ден­ные в кон­це XII сто­летия со­боры в Су­ас­со­не, Бур­же и Шарт­ре (Фран­ция) и в Кен­тербе­ри (Анг­лия). Ог­ромные ок­на этих зда­ний бы­ли ук­ра­шены плас­ти­нами цвет­но­го стек­ла, об­ра­зу­ющи­ми по­вест­во­ватель­ные цик­лы, мно­гочис­ленные эпи­зоды ко­торых соз­да­вали еди­ную ге­омет­ри­чес­кую струк­ту­ру. 

Из­люблен­ным сю­жетом вит­ра­жей на ру­беже XII  — XIII ве­ков ста­ла прит­ча о блуд­ном сы­не. Из этой нра­во­учи­тель­ной ис­то­рии мож­но бы­ло изв­лечь нес­коль­ко уро­ков. Во-пер­вых, она пре­дос­те­рега­ла ве­ру­юще­го. А во-вто­рых, образ прощающего от­ца из этой прит­чи го­вори­л о любви Господа.

На вит­ра­же из со­бора в Бур­же изоб­ра­жено на­чало прит­чи о блуд­ном сы­не. Ге­рой биб­лей­ской прит­чи предс­тав­лен здесь в об­ли­ке ти­пич­но­го арис­токра­та XIII ве­ка. Он вос­се­да­ет на се­рой ло­шади и дер­жит на за­пястье лов­че­го со­кола.

Даль­ней­шие со­бытия прит­чи изоб­ра­жены в се­рии сцен, впи­сан­ных по­оче­ред­но в боль­шие квад­ри­фолии и ма­лень­кие ме­даль­оны. Дан­ная трак­товка биб­лей­ской прит­чи расс­чи­тана на восп­ри­ятие предс­та­вите­ля пра­вящих клас­сов. Арис­токра­ту той эпо­хи па­дение блуд­но­го сы­на до жал­кой учас­ти сви­нопа­са долж­но бы­ло вну­шать ужас и отв­ра­щение. В ор­на­мен­таль­ных зо­нах это­го вит­ра­жа до­мини­ру­ют крас­ный и си­ний то­на, в сю­жет­ных  — бе­лый, раз­личные от­тенки фи­оле­тово­го, жел­тый и зе­леный. 

Стро­итель­ство со­боров в Бур­же и Шарт­ре на­чалось в 90-е го­ды XII ве­ка. По-ви­димо­му, за­каз­чи­ки уже тог­да на­мере­вались ос­теклить ок­на и отк­ры­ли с этой целью мас­терс­кие. Ни имен, ни би­ог­ра­фий их соз­да­телей ис­то­рия не сох­ра­нила.

Вы­сокое мас­терс­тво, с ко­торым оформ­ле­ны изящ­ные склад­ки одежд пер­со­нажей, поз­во­ля­ет вклю­чить вит­ра­жи из Бур­жа и Шарт­ра в кон­текст ис­кусс­тва Се­вер­ной Фран­ции и об­ласти Ма­аса вто­рой по­лови­ны XII ве­ка. Дра­пиров­ки та­кого ро­да встре­ча­ют­ся на ран­не­готи­чес­ких вит­ра­жах вплоть до 30-х го­дов XIII ве­ка и предс­тав­ля­ют со­бой от­ли­читель­ную осо­бен­ность так на­зыва­емо­го сти­ля «плос­ких скла­док», или «клас­си­цизи­ру­юще­го» сти­ля.

Ис­кусс­тво вит­ра­жа быст­ро за­во­ева­ло по­пуляр­ность так­же в Анг­лии и в не­мец­ко­языч­ных об­ластях, гра­ничив­ших с Фран­ци­ей. Пос­ле раз­ру­шитель­но­го по­жара 1174 го­да в со­боре Кен­тербе­ри бы­ло ре­шено ре­конс­тру­иро­вать зда­ние. Сна­чала восс­та­нови­ли мо­нас­тырс­кий хор, за­тем  — ка­пел­лу за глав­ным ал­та­рем (ка­пел­лу Свя­той Тро­ицы). Ок­на ниж­не­го яру­са снаб­ди­ли сю­жет­ны­ми вит­ра­жами, а ок­на верх­не­го яру­са  — вит­ра­жами с изоб­ра­жени­ем пред­ков Хрис­та, вос­се­да­ющих на прес­то­лах.

Ран­не­готи­чес­кий стиль с ха­рак­терны­ми для не­го «те­кучи­ми» склад­ка­ми дра­пиров­ки, блес­тя­щими, яр­ки­ми крас­ка­ми и бо­гатым ор­на­мен­таль­ным де­кором удер­жи­вал гос­подс­тву­ющие по­зиции во Фран­ции вплоть до 30-х го­дов XIII ве­ка. Пер­вым приз­на­ком сме­ны сти­ля ста­ли вит­ра­жи ра­боты мас­те­ра Ка­рону­са (мэт­ра де Сен-Ше­ро-на), а так­же ком­по­зиции из цвет­но­го стек­ла, ук­ра­сив­шие ок­на тран­септа в Шарт­ре.

Воз­можно, но­вый вит­ражный стиль сфор­ми­ровал­ся в Шарт­ре под вли­янием при­ез­жих па­рижс­ких скуль­пто­ров. Но как бы то ни бы­ло, к 40-м го­дам XIII ве­ка на ро­дине фран­цузс­кой го­тики в об­ласти изоб­ра­жения че­лове­чес­кой фи­гуры во­зоб­ла­дал зре­лый го­тичес­кий стиль, для ко­торо­го бы­ли ха­рак­терны изя­щест­во про­пор­ций и круп­ные, чет­ко об­ри­сован­ные склад­ки одежд.

Су­дя по вит­ра­жам, ук­ра­сив­шим па­рижс­кую ча­сов­ню Сент-Ша­пель, пе­реход к но­вому сти­лю со­вер­шался пос­те­пен­но. Сре­ди об­разцов, сви­детель­ству­ющих об окон­ча­тель­ном пе­рехо­де к зре­лой го­тике,  — вит­ражный цикл, изоб­ра­жа­ющий де­яния вет­хо­завет­ной ге­ро­ини Ес­фи­ри. Сент-Ша­пель, стро­итель­ство ко­торой на­чалось в 1239 го­ду, ста­ла од­ним из са­мых со­вер­шенных об­разцов «лу­чис­то­го» сти­ля зре­лой го­тики. Все это зда­ние про­низа­но мно­гочис­ленны­ми ажур­ны­ми ок­на­ми: окон­ные про­емы це­ликом за­пол­ни­ли про­межут­ки меж­ду не­сущи­ми конс­трук­ци­ями, бла­года­ря че­му ча­сов­ня прев­ра­тилась в изыс­канную «стек­лянную клет­ку».

Пе­ред вит­ра­жис­та­ми здесь вста­ла за­дача, с ко­торой не стал­ки­вались мас­те­ра в Шарт­ре и Бур­же, а имен­но  — раз­ра­ботать сце­ны, ко­торые по­дош­ли бы для очень вы­соких и уз­ких лан­цетных окон. В пер­вой по­лови­не XIII ве­ка в не­мец­ко­языч­ных об­ластях сфор­ми­ровал­ся и на­ряду с ва­ри­ан­та­ми ран­ней фран­цузс­кой го­тики во­шел в упот­ребле­ние осо­бый жи­вопис­ный стиль, во мно­гом ос­но­ван­ный на тра­дици­ях ви­зан­тий­ско­го ис­кусс­тва.

Про­из­ве­дения, вы­дер­жанные в этом сти­ле, изо­билу­ют рез­ки­ми ли­ни­ями и ост­ры­ми уг­ла­ми, из-за че­го сам стиль по­лучил наз­ва­ние «уг­ло­вато­го». Во вто­рой по­лови­не XIII сто­летия «уг­ло­ватый» стиль пос­те­пен­но приб­ли­зил­ся по ха­рак­те­ру к зре­лой го­тике, сло­жив­шей­ся во Фран­ции.

Эти пе­реме­ны мож­но прос­ле­дить на при­мере вит­ра­жа, ук­ра­ша­юще­го за­пад­ный хор со­бора в На­ум­бурге (пос­ле 1250). Од­новре­мен­но с соз­да­теля­ми это­го вит­ра­жа в со­боре ра­ботал На­ум­бург­ский мас­тер  — воз­можно, ве­личай­ший из не­мец­ких скуль­пто­ров го­тичес­кой эпо­хи. Здесь он из­ва­ял луч­шие свои про­из­ве­дения  — гроб­ни­цу епис­ко­па Дит­ри­ха в вос­точном хо­ре и зна­мени­тые ста­туи до­нато­ров. На­ум­бург­ский мас­тер ра­ботал в сти­ле на­чаль­но­го пе­ри­ода зре­лой го­тики, ха­рак­терном для вос­точных об­ластей Фран­ции (к при­меру, для Рей­мса). Вит­ра­жис­ты за­имс­тво­вали у не­го прин­ци­пы мо­дели­ров­ки фи­гур, объ­еди­нив их с эле­мен­та­ми «уг­ло­вато­го» сти­ля.

Вско­ре пос­ле ос­текле­ния за­пад­но­го хо­ра в На­ум­бурге на­чалась ра­бота над вит­ра­жами для верх­не­го ря­да окон цент­раль­но­го не­фа в Страс­бурге. На при­мере этих вит­ра­жей, соз­да­вав­шихся меж­ду 1250 и 1275 го­дами, мож­но шаг за ша­гом прос­ле­дить про­цесс пе­рехо­да от «уг­ло­вато­го» сти­ля к зре­лой го­тике фран­цузс­ко­го об­разца. Те­перь вит­ра­жис­ты уже не изоб­ре­тали ху­дожест­вен­ные фор­мы, а прос­то ко­пиро­вали их с ар­хи­тек­турных чер­те­жей го­тичес­ких зда­ний. Масш­таб­ные про­ек­ты стро­итель­ства со­боров в Страс­бурге (воз­ве­дение цент­раль­но­го не­фа на­чалось в 40-е го­ды XIII ве­ка) и Кель­не (ра­боты на­чались с хо­ра в 1248 го­ду) ста­ли важ­ным фак­то­ром по­пуля­риза­ции фран­цузс­кой го­тики в не­мец­ко­языч­ных об­ластях. Тес­ные кон­такты с Фран­ци­ей под­держи­вали так­же мо­нахи фран­цисканс­ко­го и до­мини­канс­ко­го ор­де­нов.

Стиль фран­цузс­кой зре­лой го­тики в вит­ражном ис­кусс­тве вско­ре про­ник и в Анг­лию, хо­тя изящ­ные про­пор­ции фи­гур и круп­ные склад­ки одежд по­лучи­ли там пов­се­мест­ное приз­на­ние лишь око­ло 1270–1280 го­дов. Круп­ней­шие анг­лий­ские со­боры (в Солс­бе­ри, Й­ор­ке и Лин­коль­не) и Вест­мин­стерс­кое аб­батс­тво бы­ли ук­ра­шены пре­иму­щест­вен­но вит­ра­жами в тех­ни­ке гри­зай­ль  — ины­ми сло­вами, мо­нох­ромны­ми ор­на­мен­таль­ны­ми плас­ти­нами стек­ла на­подо­бие тех, ка­кими, по иде­оло­гичес­ким со­об­ра­жени­ям, ог­ра­ничи­вались в де­коре окон­ных про­емов цис­терци­ан­цы. Это обес­пе­чива­ло прек­расное ос­ве­щение, поз­во­ляв­шее про­демонс­три­ровать все пыш­ные де­тали ран­ней анг­лий­ской го­тики и при­шед­ше­го ей на сме­ну «ук­ра­шен­но­го» сти­ля.

Важ­ную роль в раз­ви­тии зре­лой го­тики в анг­лий­ском вит­ражном ис­кусс­тве сыг­ра­ли еще два за­имс­тво­вания из Фран­ции  — ажур­ное ок­но и фи­гура под бал­да­хином, по­черп­ну­тые из ре­пер­ту­ара ар­хи­тек­турных форм. Бла­года­ря ажур­ной ра­боте вос­точные сте­ны и за­пад­ные фа­сады со­боров в Й­ор­ке, Эк­се­тере и Глос­те­ре прев­ра­тились в сплош­ные стек­лянные плос­кости. В ре­зуль­та­те при расс­мот­ре­нии из хо­ра вся вос­точная сте­на прев­ра­щалась, по су­щест­ву, в ги­гант­ский за­ал­тарный об­раз.

Сле­ду­ющим эта­пом в раз­ви­тии фран­цузс­кой зре­лой го­тики стал цикл вит­ра­жей, ук­ра­сив­ший хор аб­батс­тва Сент-Уэн в Ру­ане (1325–1338). Уже от­ме­чалось, что при ра­боте с ажур­ны­ми ок­на­ми вит­ра­жис­ты столк­ну­лись с це­лым ря­дом но­вых проб­лем, пос­коль­ку те­перь не­об­хо­димо бы­ло стро­ить ком­по­зицию в рас­че­те на вы­сокий и уз­кий окон­ный про­ем. В кон­це кон­цов, они пе­рес­та­ли за­пол­нять весь про­ем ок­на цвет­ным стек­лом и ог­ра­ничи­вались те­перь яр­ки­ми цвет­ны­ми встав­ка­ми в проз­рачную бесц­вет­ную ос­но­ву.

Что ка­са­ет­ся проб­ле­мы уз­ких окон­ных про­емов, то пер­во­началь­но она ре­шалась нес­коль­ки­ми раз­личны­ми спо­соба­ми. Каж­дый из вит­ра­жей хо­ра в со­боре Труа, вы­пол­ненных це­ликом из цвет­но­го стек­ла, раз­де­лен на три сек­ции, рас­по­ложен­ные од­на над дру­гой. Каж­дая сек­ция за­пол­не­на сце­нами или фи­гура­ми, по­мещен­ны­ми в рам­ку из жи­вопис­ной ар­хи­тек­ту­ры или в двой­ной квад­ри­фолий.

И толь­ко мас­те­ра, соз­давшие око­ло 1260 го­да вит­раж «Ка­нони­ки из Ло­ша», впер­вые отк­ры­ли спо­соб ук­ра­шать уз­кие, вы­сокие лан­цетные ок­на эс­те­тичес­ки при­ем­ле­мыми цель­ны­ми кар­ти­нами из цвет­но­го стек­ла, не уд­ли­няя при этом фи­гуры, как пос­ту­пили соз­да­тели вит­ра­жа на цент­раль­ном ок­не хо­ра в со­боре Амь­ена. Это отк­ры­тие поз­во­лило так­же по­высить ос­ве­щен­ность ин­терь­ера.

Суть его сос­то­яла в том, что зна­читель­ная часть окон­но­го про­ема те­перь за­пол­ня­лась бесц­вет­ным стек­лом, в ко­торое встав­ля­ли го­ризон­таль­ную цвет­ную по­лосу. Эта тех­ни­ка по­лучи­ла раз­ви­тие в де­коре кол­ле­ги­аль­ной церк­ви Сент-Ур­бен в Труа, пос­ле че­го за­няла гос­подс­тву­ющее мес­то во фран­цузс­ком вит­ражном ис­кусс­тве вплоть до се­реди­ны XIV ве­ка.

Еще один вы­да­ющий­ся об­ра­зец вит­ражно­го ис­кусс­тва той эпо­хи сох­ра­нил­ся до на­ших дней в хо­ре со­бора в Эв­ре (к юго-за­паду от Ру­ана). Верх­ний ярус это­го хо­ра вско­ре пос­ле за­вер­ше­ния стро­итель­ных ра­бот был ук­ра­шен вит­ра­жами по ини­ци­ати­ве епис­ко­па Жофф­руа ле Фаэ. Ес­ли в хо­ре Сент-Уэн мо­нумен­таль­ные цвет­ные кар­ти­ны бы­ли по­меще­ны на бесц­вет­ном фо­не, то в Эв­ре три ок­на вос­точной сте­ны це­ликом за­пол­не­ны цвет­ным стек­лом. Изя­щест­во, от­ли­ча­ющее вит­ра­жи эв­реско­го де­ам­бу­лато­рия, дос­ти­га­ет здесь та­кой сте­пени ве­лико­лепия, что наз­вать эти ше­дев­ры прос­той ими­таци­ей ру­анс­ко­го сти­ля уже не­воз­можно: пе­ред на­ми ори­гиналь­ное дос­ти­жение вит­ражно­го ис­кусс­тва.

Вто­рая по­лови­на XIV сто­летия ста­ла нас­то­ящим зо­лотым ве­ком вит­ра­жа в не­мец­ко­языч­ных об­ластях. Круп­ным цент­ром про­из­водс­тва вит­ра­жей бы­ла Пра­га, где в XV ве­ке гу­ситы унич­то­жили все пло­ды это­го ис­кусс­тва. Вли­яние пражс­ких мас­те­ров расп­рос­тра­нялось на Авс­трию (Ве­на), Вос­точную Гер­ма­нию (Эр­фурт), Фран­ко­нию (Нюрн­берг), Шва­бию (Ульм), верх­не­рей­нские зем­ли (Шлетт­штатд) и да­же Анг­лию.

Во Фран­ции мно­гие вит­ра­жи так­же по­гиб­ли во вре­мя Сто­лет­ней вой­ны (1337–1453) и ре­лиги­оз­ных войн XVI ве­ка. К кон­цу XIV сто­летия ху­дожест­вен­ные сти­ли, пре­об­ла­дав­шие в двух важ­ней­ших цент­рах вит­ражно­го ис­кусс­тва  — Па­риже и Пра­ге,  — во мно­гом сбли­зились меж­ду со­бой, и в ре­зуль­та­те, как это уже слу­чалось на ру­беже Х1П  — XIV ве­ков, на за­ре XV сто­летия сфор­ми­ровал­ся ин­терна­ци­ональ­ный стиль, ко­торый ис­то­рики ис­кусс­тва на­зыва­ют «мяг­ким сти­лем» или «ин­терна­ци­ональ­ной го­тикой».

Вы­да­ющи­мися об­разца­ми это­го сти­ля яв­ля­ют­ся Ко­ролевс­кое ок­но в хо­ре со­бора Эв­ре (1390–1400) и боль­шое ок­но в при­ем­ной лю­небург­ской ра­туши (ок. 1410). Вит­раж, под­не­сен­ный в дар со­бору Кар­лом VI, был, по-ви­димо­му, из­го­тов­лен в па­рижс­кой мас­терс­кой. 

К се­реди­не XV ве­ка вит­ражное ис­кусс­тво ста­ло ис­пы­тывать все бо­лее за­мет­ное вли­яние фла­манд­ской стан­ко­вой жи­вопи­си  — ве­дущей шко­лы то­го пе­ри­ода. 

В 1451 го­ду бо­гатый фран­цузс­кий ку­пец Жак Кёр, ко­торо­му бы­ло по­жало­вано дво­рянс­тво, внес щед­рое по­жерт­во­вание на вит­ражный де­кор сво­ей ка­пел­лы в со­боре Бур­жа. Вит­раж Жа­ка Кё­ра от­ме­чен не­сом­ненной пе­чатью сти­ля Яна ван Эй­ка. Этот вит­раж вы­пол­нен в ху­дожест­вен­ных тра­дици­ях па­рижс­кой шко­лы, но по эс­ки­зу фла­манд­ско­го ху­дож­ни­ка. В со­от­ветс­твии с тра­дици­ей мо­нумен­таль­но­го вит­ра­жа фи­гуры по­меще­ны на пе­ред­нем пла­не и не за­нима­ют все дос­тупное прост­ранс­тво.

Со вто­рой по­лови­ны XIV ве­ка вит­ра­жи все ча­ще ис­поль­зо­вались и в де­коре го­родс­ких при­ходс­ких церк­вей. Вит­ра­жис­ты ста­ли при­ез­жать в го­рода, где преж­де не су­щест­во­вало тра­диций вит­ражно­го ис­кусс­тва,  — нап­ри­мер в Ульм, где в 1390–1420 го­дах был за­ново ос­теклен хор со­бора. Око­ло 1430–1431 го­дов бы­ли из­го­тов­ле­ны вит­ра­жи для ка­пел­лы се­мей­ства Бес­се­реров на юж­ной сто­роне хо­ра. Мас­тер, вы­пол­нявший за­каз Бес­се­рера, был, не­сом­ненно, зна­ком с про­из­ве­дени­ями фла­манд­ско­го ху­дож­ни­ка Ро­бера де Кам­пе­на (Фле­маль­ско­го мас­те­ра).

Ис­поль­зуя но­вей­шие сти­лис­ти­чес­кие дос­ти­жения, он прев­ра­тил уль­мскую мас­терс­кую в од­ну из са­мых пе­редо­вых в Юж­ной Гер­ма­нии, что при­нес­ло ему не­мало за­казов в дру­гих го­родах (нап­ри­мер, в Конс­тан­це, Бла­убой­ре­не и Бер­не). Имен­но в этой уль­мской мас­терс­кой был из­го­тов­лен в 1441 го­ду пер­вый вит­раж для го­тичес­ко­го хо­ра со­бора в Бер­не. В 1447 го­ду ка­питул со­бора ре­шил пре­пору­чить даль­ней­шую ра­боту по ос­текле­нию хо­ра мест­ным мас­те­рам. Ре­зуль­та­том стал вит­раж Пок­ло­нение волх­вов на се­вер­ной сто­роне хо­ра, оп­ла­чен­ный се­мей­ством Рин­голь­тин­ге­нов. В цик­ле кар­тин из цвет­но­го стек­ла на­ходит­ся ред­кий для вит­ражно­го ис­кусс­тва сю­жет  — ис­то­рия волх­вов, за­вер­ша­ющаяся ве­лико­леп­ной сце­ной пок­ло­нения Мла­ден­цу Хрис­ту.

С се­реди­ны XV сто­летия ху­дожест­вен­ное раз­ви­тие фран­цузс­ко­го вит­ра­жа оп­ре­деля­лось фла­манд­ски­ми вли­яниями. В 1474 го­ду гер­цог Жан II де Бур­бон от­дал рас­по­ряже­ние о пост­рой­ке но­вой кол­ле­ги­аль­ной церк­ви (ны­не со­бор) ря­дом со сво­им зам­ком в Му­лене. (В 1527 го­ду ра­боты бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны, и цер­ковь дост­ро­или толь­ко в XIX ве­ке.) Око­ло 1480 го­да в воз­ве­ден­ной на тот мо­мент час­ти церк­ви ос­текли­ли ок­на. Од­но из этих окон ук­ра­сил ве­лико­леп­ный вит­раж Рас­пя­тие, вы­пол­ненный по за­казу кар­ди­нала-ар­хи­епис­ко­па Ли­онс­ко­го Кар­ла де Бур­бо­на. Он вы­дер­жан в сти­ле фла­манд­ско­го жи­вопис­ца Ху­го ван дер Гу­са, но в луч­ших тра­дици­ях вит­ражно­го ис­кусс­тва раз­де­лен на три са­мос­то­ятель­ные сце­ны.

Приб­ли­зитель­но с то­го же вре­мени под вли­яние фла­манд­ской стан­ко­вой жи­вопи­си по­пада­ет и не­мец­кий вит­раж.

Ве­дущим предс­та­вите­лем это­го но­вого сти­ля в Эль­за­се был Пе­тер Гем­мель, ру­ково­див­ший мас­терс­кой в Анд­лау. Его про­из­ве­дения нас­толь­ко приш­лись по вку­су сов­ре­мен­ни­кам, что на че­тыре го­да Гем­ме­лю приш­лось объ­еди­нить под сво­им на­чалом еще че­тыре мас­терс­кие: толь­ко так уда­валось справ­лять­ся с боль­шим ко­личест­вом за­казов.

 В 1481 го­ду Гем­мель соз­дал ве­лико­леп­ный цикл вит­ра­жей для ка­пел­лы се­мей­ства Фоль­кка­меров в хо­ре нюрн­берг­ской церк­ви Санкт-Ло­ренц  — од­ну из луч­ших сво­их ра­бот, вы­пол­ненных за го­ды сов­мест­ной де­ятель­нос­ти с дру­гими мас­те­рами. Эле­гант­ный стиль изоб­ра­жения фи­гур со­чета­ет­ся здесь с блес­тя­щей тех­ни­кой вит­ражно­го ис­кусс­тва. К со­жале­нию, вит­ра­жи Фоль­кка­меров ста­ли пос­ледним ше­дев­ром, вы­шед­шим из мас­терс­ких Гем­ме­ля,  — од­на­ко их мож­но наз­вать впол­не дос­той­ным фи­налом ис­то­рии позд­не­готи­чес­ко­го вит­ра­жа.

Из кни­ги «Го­тика. Ар­хи­тек­ту­ра. Скуль­пту­ра. Жи­вопись», статья Бри­гит­ты Кур­манн-Шварц.

На данный момент ни одного комментария не добавлено, будьте первым!

Готические витражи

Витражи в готическом стиле преимущества

Витражи в готическом стиле еще несколько веков назад украшали только храмы и дома знати. Но технологии развиваются, разрабатываются новые материалы и методы их применения. Хотя за сотни лет техника создания витражей почти не изменилась, но материалы стали заметно качественнее и дешевле. Это дает возможность производить готические витражи не только для состоятельных людей, но и для многих желающих. Вы можете качественно изменить свой дом, не тратя при этом огромные суммы. Такие произведения искусства способны придать даже самой обычной квартире новое дыхание. Любой человек, который видит витраж в стиле готика, остановится и затаит дыхание. Это не просто композиция из разноцветного стекла. Витраж – это дыхание целой эпохи, которое нашло свое отражение в виде стеклянной мозаики.

Но именно поэтому даже далекие от искусства люди способны в полной мере оценить такое творение витражных мастеров. И неспроста готические витражи на фото заставляют человека задуматься о прекрасном. Средневековые мотивы рисунка, которые воплощаются в жизнь благодаря маленьким стеклянным элементам, способны заворожить в один момент. Будучи установленными в доме, витражи готических соборов или другие композиции придают чувство роскоши и уюта одновременно. Чтобы достичь такого эффекта, мы задействуем только лучших сотрудников, которые обладают многолетним опытом и знаниями в этой сфере. Они способны сотворить уникальные шедевры витражного искусства, которые будут вызывать восхищение у всех ваших гостей. А благодаря использованию самых современных материалов и оборудования наша компания создает уникальные витражи в стиле готика по самой доступной цене. Мы гарантируем вам самое высокое качество, что подтверждается многими довольными клиентами.

Витраж готика в дизайне

Витраж готика просто потрясающе выглядит в интерьере, в этом нет сомнений. Современные дизайнерские решения предполагают весьма неординарное сочетание разных стилей. Конечно же, необходимо умело подбирать различные варианты, чтобы получить хороший результат. Красивый готический витраж, созданный в лучших традициях с использованием высококачественных современных материалов, может сочетаться с любым интерьером. Наши специалисты подберут оптимальный размер и форму мозаики, чтобы такое произведение искусства гармонировало с вашим домом. Разнообразие цветовой гаммы и рисунков готических витражей просто впечатляет. Мы подберем для вас лучшие фото и картинки витражей, которые помогут Вам определиться со стилем и техникой изготовления витража для оформления интерьера.

Творения витражных мастеров можно использовать практически в любом помещении. Будучи созданными опытными мастерами, витражи в готическом стиле отлично сочетаются с другими элементами декора. Их можно устанавливать в двери, в качестве оконного стекла или в виде картины . Среди всего множества возможных вариаций особого внимания заслуживает витраж готических соборов средневековья. Обычно их создают в виде настенной картины, которая будет уместной в рабочем кабинете или зале. Такая композиция придает чувство уверенности и надежности. Наша компания производит любые готические витражи фото которых вы можете подобрать сами. Учитывая ваш интерьер, наши специалисты подберут самые оптимальные варианты, которые сделают ваш дом изысканным и уникальным.

Готические витражи создание искусства!

Готические витражи очень сложны в изготовлений, так как витраж изгатавливается при помощи ручной сборки, каждого элемента Техника создания витражей в готическом стиле требует огромных временных затрат. На изготовление одной такой композиции может потребоваться несколько месяцев. Все зависит от размера и сложности рисунка. Эксклюзивный витраж готика создается исключительно высококлассными мастерами, за плечами которых – множество выполненных работ. Это гарантирует максимальное качество витража, который будет радовать вас на протяжении долгих лет. Чтобы  такое произведение искусства прослужило долгие годы, используются самые качественные  материалы, которые не теряют своих свойств со временем. Такой витраж готика может сохранять свое идеальное состояние в течение 50 и больше лет.

Витражи в готическом стиле от нашей компаний

Мы производим только лучшие витражи по самым привлекательным ценам. Огромный опыт мастеров и современное оборудование дает нам возможность создавать даже самые сложные произведения, достойные даже готических витражей соборов, которые по праву считаются вершиной витражного мастерства. Наша компания дает гарантию, что любая работа будет выполнена в самом высоком качестве и с соблюдением необходимых сроков. Квалифицированные сотрудники подберут самые подходящие варианты витражей, которые будут идеально сочетаться с вашим интерьером. Вы можете подобрать для себя любой готический витраж картинки которого найдете на нашем сайте. Или же мы создадим для вас эксклюзивную витражную композицию, которая будет вызывать восхищение у всех окружающих. Доверьтесь нашей компании, и о вашем интерьере будут говорить!

Готический витраж. — Студопедия

Витраж является одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического.

Этот стиль, в целом, характеризуется вытянутыми формами, любой готический собор создавался таким образом, чтобы все важные архитектурные детали были направлены верх, как бы «тянулись» к самому Господу Богу. Готические витражи играли огромную роль.
Для того чтобы создать в храме религиозное настроение использовались витражи – картины на стекле. Витражи располагались на фасадах, иногда купольных частях здания, а свет, который проходил сквозь готический витраж, как бы символизировал святость изображенных религиозных сюжетов.

Витраж в архитектуре используется для того, чтобы правильно поставить акценты, подчеркнуть основной замысел сооружения, его стиль, ведь по декоративности со стеклом ни один отделочный материал сравниться не может. Изготовление готического витража заключалось в скреплении свинцом деталей вырезанных из окрашенного стекла. Краску, для того чтобы она была более устойчивой, обжигали в печи, после чего она намертво спекалась со стеклом, в дальнейшем такой витраж мог простоять под открытым небом веками.

Многообразие витражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы. Основной тематикой готических витражей является религия. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый – основные цвета готических витражей. Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах — бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища – драконы, единороги и т.д. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.


Монументальная живопись готического искусства в основном представлена витражом. Роль витражей повысило значительное увеличение оконных проемов. Цвет, по сравнению с романскими, в готических витражах отмечается большей глубиной и конденсированостью. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.


Витражи обычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями.

С расцветом готического искусства и архитектуры витражное мастерство достигло своей вершины. Во-первых, этому способствовал новый тип строительных конструкций храмов со смещенным центром тяжести, что позволило делать в стенах огромные окна. Во-вторых, в этот период обогатилась цветовая палитра стекла: например, стало возможным окрасить его с помощью серебра в желтый цвет. Высокие, направленные в небо, узкие готические соборы расцвечивались колоссальными по размерам стрельчатыми окнами с цветными витражами. В витражах преобладали религиозные, аллегорические и политические сюжеты. Наиболее яркими примерами готического витражного искусства можно считать собор Парижской Богоматери, соборы Реймса, Амьена, Бурже.


колонны, окна, нервюры, пинакли и другие

Элементы готического собора определяют его образ. Собор Кельна (Kölner Dom) (1248-1437 гг, 1842-1880 гг.)

Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.

Любое здание испытывает следующие виды нагрузок: собственный вес, а также дополнительный вес, например, от снега. Нагрузки передаются на фундамент через несущие конструкции

Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в нервюры, которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.

 

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи — базилика Святого Франциска при монастыре Санто-Конвенто ( La Basilica di San Francesco d’Assisi) — храм ордена францисканцев в городе Ассизи. Италия. Архитектор брат Илия Бомбардоне. 1228-1253 гг.

Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.

Аркбутан представляет собой арку, построенную из камня. Аркбутаны предназначались для передачи давления от сводов на опорные столбы – контрфорсы. В ранний период готического стиля аркбутан был рассчитан на прием только боковой нагрузки, затем его стали строить таким образом, чтобы он принимал также и часть вертикальных нагрузок. Арки изначально строили под крышами зданий, но поскольку такая конструкция мешала освещению внутренних помещений храмов, их стали создавать снаружи строения. Различаются двухпролетные, двухъярусные варианты подобных арок, а также комбинированные конструкции. Контрфорс- элемент готической архитектуры — представляет собой столб, который должен придать стене большую устойчивость, противодействовать распорной силе сводов. Контрфорсы отстояли от стен на несколько метров и были соединены со строением аркбутанами – перекинутыми арками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Аркбутаны Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии. Не завершен. Начало строительства — в 1015 году, Северная башня (1439 г.) построена по проекту кельнского зодчего Иоганна Хюльца. Южная башня не достроена).

К архитектурным готическим элементам относятся: — Пинакль— архитектурный элемент, который устанавливали с целью предотвращения сдвигающих усилий. Пинакль — это остроконечная башенка, которую устанавливали на вершину контрфорса в том месте, где к нему примыкает аркбутан. – Арка. В готике отказались от полуциркульной арки и заменили их на стрельчатые.

Архитектурные готические элементы.

 

Готические колонны в Йоркском соборе (Йорк Минстер — Собор Святого Петра в Йорке. Англия. Собор был заложен в 13 веке, строительство продолжалось 250 лет. Реставрационные работы после пожара 1984г. были окончены в 1988 г.)

Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.

Важный элемент готической архитектуры, выполняющий двойную функцию – несущую и декоративную – столб-устой или колонна. Ствол готической колонны обычно представлял собой правильный цилиндр. Для того, чтобы давление от колонны равномерно распределялось по опорной поверхности, между стволом колонны и фундаментом, который его поддерживает, создавали расширенное основание рядами дополнительной кладки – цоколь. В ранней готике углы цоколя срезаны (собор в Шартре), или убрано целиком вертикальное ребро (собор Парижской Богоматери). Удаление углов делали для того, чтобы цоколь занимал меньше места. Столб-устой с цилиндрическим стволом, установленный у стены, имели высоту от пят нервюр до пола. Отдельно стоящие готические колонны представляли собой опору, на которой пучок колонн стоит на «пяте» — одной массивной опоре, окруженной примыкающими к ней тонкими колоннами. Например, как в Реймском соборе на фото выше. Верхние стволы колонн обрываются на абаке, а нижняя часть устоя сводится к цилиндрическому стволу (как в Соборе Парижской Богоматери) или стволу, усиленному пучком колонн вокруг основного столба. Подобные готические колонны характерны для 12-13 веков.

Абак (abax) – элемент в архитектурных ордерах. Представляет собой верхнюю плиту капители колонны, полуколонны, пилястры. Обычно имеет в дорических и ионических ордерах квадратные очертания с прямыми краями, в коринфском ордере — вогнутые края.

Готические колонны также могли представлять собой пучок тонких колонн, монолитно соединенных с основным устоем. В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Такое разделение нагрузки путем установки колонн под архитектурные элементы характерно для строений 14 века. В церкви Сен-Назэр в Каркассоне, архитекторы готическую колонну сделали вертикальным продолжением нервюры, а ее поверхность украсили фестонами. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.

 

Церковь Сан-Назэр. Каркассон. 13-15 вв.

База готической колонны — основание, подножие опоры, ее размер определялся высотой обрабатываемой каменной глыбы. Например, в соборе Парижской Богоматери, где в строительстве использовались камни неодинаковой величины, базы колонн имеют различную высоту: для баз (как и для капителей готических колонн), единство размеров не соблюдалось. Готическое окно Изменение государственной структуры, усиление государств, окончание междуусобнических войн дали возможность развиваться инженерной мысли, реализовывать смелые идеи в архитектуре. Философия Божественного света, популярная в католичестве означала изменение религиозного мировоззрения: мир представлял собой не вместилище греха, а становился частью Божественного промысла. Большое окно являлось важнейшим декоративным готическим элементом и означало отказ от отрешения от мира, затворничества, стремления ощутить краски мира, связь с Высшими силами. Важным элементом в готике становится освещение храма, поэтому на первое место выходят окна. Благодаря новой структуре свода, стены освободились от нагрузки, и стало возможным прорезать их большими окнами — после 1150 года началось постепенное утончение стен, усложнение и увеличение оконных проемов. Хорошее освещение в храме создавало ощущение легкости, парения.

Витраж кафедрального собора Реймса.

Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую»: считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы — около 150 000 кв. м. Формы готических окон разнообразны: стрельчатые окна, окна-розы, окна-медальоны круглые, четырехугольные, эллиптические с изображением исторических сюжетов. Рассмотрим особенности окна-розетки. У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Первые окна-розы появились во французском зодчестве после крестовых походов, около 1200 года, и очень быстро стало популярным среди архитекторов Франции, особенно на севере страны. В течение 12 века круглые окна-розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. Розу застекляли витражом. Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. Готическое окно-роза являлось религиозным и философским символом единства мироздания, равновесие, печать Соломона. Геометрия окна-розы проявлялась в точном размещении каждого элемента фигуры, центра, концентрических перегородок. Встроенные перегородки окна в виде треугольников, квадратов, звезд, кругов символически указывают на соединение материи и духа, небесного и земного, конечного и бесконечного, вечного и смертного. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении.

Фибоначчи (математик XIII в.). Ряд Фибоначчи основан на арифметической прогрессии, когда каждый следующий элемент математического ряда является суммой двух предыдущих. Этот математический ряд связывают со структурами растительного мира (например, со структурой расположения листьев на стебле растения).

Готические окна внесли особый вклад в «одушевление» искусства готики благодаря витражам, создающим игру света внутри храма. Богословы того времени считали, что витражи способны просветлять человека и удерживать его от дурных поступков. Витраж составляли из кусочков стекла разного цвета и прозрачности, собранных с помощью свинцовых соединений.

 

Витраж в Сен-Дени. Авторство оконных витражей приписывают аббату Суггерию. На витражах Сен-Дени изображены исторические и библейские сцены, они объединены единым сюжетом.

Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Визажисты создавали эскиз на деревянных панелях, наносили основным контуры, по которым затем крепили куски стекла свинцовыми полосами. Широко применяли и гризайль – роспись по стеклу красками из окислов железа или меди, которые наносили на стекло и затем фиксировали на нем при помощи нагрева. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Когда научились создавать сплав серебра, сурьмы, желтой охры, его стали наносить на стекло, обжигать и в результате получали желтое стекло. Благодаря этому открытию витражи пропускали больше света в помещение, но теряли насыщенность и яркость изображения. После окраски всех кусочков стекла, их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н». Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой.

Витраж окна-розетки Нотр-Дам де Пари.

Огромные по своим размерам готические окна, украшенные витражами, создавали эффект Божественного присутствия в храме, благодаря особой передаче света, преломляющегося через цветные стеклянные мозаики с религиозными сюжетами. Цветные световые потоки, льющиеся через огромные витражи, становились наглядной иллюстрацией философской религиозной мысли, выражавшейся известными духовниками времен средневековья. Красота и величие этих произведений искусства сохранилась и по сей день. Профессор, директор Дрезденской галереи, Карл Вёрман (1888-1933гг.) писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол». Большое значение имело качество и прозрачность стекла в готическом окне. В 11 веке немецкие мастера, а в 13 веке венецианцы, создали плоское стекло способом, известным еще древним римлянам, но долгое время не имевшем применения. Этот метод заключался в том, что с помощью стеклодувной трубки выдували пузырь в форме длинного цилиндра. Затем цилиндр нарезали раскаленным металлическим прутом, и каждую часть нагревали и выравнивали. Стекло получалось полупрозрачным. В 14 веке французами была создана технология листового стекла. Стекломассу расплавляли, из нее выдували полый сосуд, который в теплом виде выкладывали на вращающийся стол. Благодаря возникающей центробежной силе жидкое стекло расплющивалось и растекалось по столу. Получался плоский диск (до 1,5 м. в диаметре), который нарезали на куски нужных размеров. Для застекления соборов использовали центральные части стекольного диска, так как изготовленное таким способом стекло имели центральную часть более толстую, чем по краям. Новая техника позволила уменьшить количество свинцовых перемычек, так как можно было получать куски стекла довольно больших размеров. Готические элементы в своей совокупности дают визуальное ощущение величия, монументальности, и, в то же время, воздушности и легкости сооружений.

Автор текста: Марина Калабухова

Красивое готическое окно с витражом в средневековом стиле. Stock Vector

Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим вкладчикам в качестве стимула для борьбы с COVID-19

Дизайнеры также выбрали эти стоковые иллюстрации

Фон цветы и свитки

Рождественская открытка

Рождество Keep Happy Бесшовные Pattern_eps

Готическое окно

Земляника и клубника бесшовные модели

Цветочный бесшовный весенний узор

Рождество цветная линия повесить элемент баннер

Рождественский день цветная линия подвесной элемент вертикальный эффект

Бесшовные кружевной узор с цветущей веткой.

Красочный витраж треугольной формы мозаика геометрическая круглая рамка, вектор

Бесшовный фон с цепочками

Бесшовные барокко с шарфом цвета белого и черного золота

Акварель бесшовные модели из красных сочных кусочков арбуза.

Акварель бесшовных текстур, фон.горизонтальные полосы, кисть. Красивый ход, всплеск, абстрактное пятно.

Другие стоковые иллюстрации

Цветной витраж с золотой рыбкой

Церковное стекло, витраж

Круглая мандала. Круглый витраж

.

Stockvektor 291662339 med Set Витраж в готическом стиле (Royaltyfri)

Du använder för närvarande en äldre webbläsare och din upplevelse blir kanske inte optimized. Överväg att uppgradera. Läs mer. BilderHem bilderUtvalda samlingarFotonVektorerOffset-bilderKategorierAbstraktDjur / naturlivKulturBakgrunder / texturerSkönhet / modeByggnader / sevärdheterAffärer / finansKändisarRedaktionelltUtbildningMat оч dryckSjukvård / medicinHögtiderIllustrationer / clipartIndustrielltInteriörerÖvrigtNaturFöremålParker / utomhusMänniskorReligionVetenskapSkyltar / symbolerSport / fritidTeknikTransportVektorerVintageAlla kategorierVideoHem videoUtvalda samlingarShutterstock SelectShutterstock ElementsKategorierDjur / naturlivByggnader / sevärdheterBakgrunder / texturerAffärer / finansUtbildningMat оч dryckSjukvårdHögtiderFöremålIndustrielltKonstNaturMänniskorReligionVetenskapTeknikSkyltar / symbolerSport / fritidTransportRedaktionelltAlla kategorierRedaktionelltRedaktionellt startsidaUnderhållningNyheterKungligheterSportMusikStartsida MusikPremiumBeatVerktygShutterstock EditorMobilapparPlugin -programBildstorleksändrareFilkonverterareKollageverktygFärgschemanFöretagPriser

Logga в

Registrera dig

Meny

Alla bilder
  • Alla bilder
  • Foton
  • Vektorer
  • Illustrationer
  • Redaktionellt
  • Videor
  • Musik

  • Sök med bild

Sök efter bilder Dela

10 Spara

Набор витражей в готическом стиле arkistovektori (rojaltivapaa) 291662339

Käyttämäsi selain on vanha, joten kokemuksesi ei ehkä ole optimaalinen. Suosittelemme päivittämään selaimen. Lue lisää.

Kirjaudu sisään

Rekisteröidy

Valikko

Kaikki kuvat
  • Kaikki kuvat
  • Valokuvat
  • Vektorikuvat
  • Kuvitukset
  • Haimit1021e

    3 Musiksellinen

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *